Суббота, 18.05.2024, 09:27Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт школы с.Миништы
Меню сайта
Категории раздела
Методики раннего развития [9]
Общее развитие детей [13]
Презентации для детей [4]
Обучение детей чтению и языкам [5]
Детское творчество [8]
Детские книги [3]
Начальная школа и подготовка к ней [2]
Школьное образование [1]
Учителю




Новое фото альбома
Наш опрос
Какие кружки хотел бы ты посещать в школе?
Всего ответов: 141
Статистика
Главная » Статьи » ПУБЛИКАЦИИ » Методики раннего развития

И не уходит детство

И не уходит детство

Несмотря на противоречивые мнения о вальдорфской педагогике, ее идеи созвучны представлению о воспитании многих родителей. Но даже если эта философия в целом вам придется не по душе, некоторые прикладные элементы могут заинтересовать. Что это за система такая и что можно позаимствовать у ее основателя, философа и педагога Рудольфа Штайнера?

В 1919 году в Германии при табачной фабрике "Вальдорф Астория" была открыта школа для детей рабочих, которая базировалась на философии Рудольфа Штайнера. Спустя десятилетия новый подход стал причиной непрерывных споров и разногласий, объектом почитания многих тысяч родителей, педагогов и детей, основой для огромного количества детских садов и школ во всем мире. С рождением штутгартской школы, руководителем которой был Р. Штайнер, и началась история вальдорфской педагогики. При той же фабрике был организован и детский сад. Сейчас в мире их насчитывается уже свыше 2000.

Покой в розовом цвете

В первые месяцы не так важно обилие впечатлений, как, наоборот, покой и защищенность. Вальдорфцы считают, что ребенок приходит с тем, что он принес с собой из "доземной" жизни. После рождения он должен приспособиться к новым условиям жизни вне материнской утробы, к новому способу дыхания и питания. Нужно обеспечить малышу надежный домик и защиту от внешнего мира, суеты и шума. В качестве такой "оболочки" вальдорфские воспитатели рекомендуют по старинке сделать люльку и накрыть ее с одной стороны прозрачной розовой тканью. Подвешенная в воздухе качающаяся люлька образует плавный переход из состояния жизни в утробе матери в физический мир. Каждый новый шаг вперед, осваивание своего тела, знакомство с близкими, ползанье - для малыша серьезное достижение, для которого ему требуется помощь. Но не нужно, по мнению Штайнера, ускорять развитие: малышу требуется время. Эта идея никоим образом не означает, что нужно бездействовать: задача родителей - дать ребенку то, что ему необходимо именно сейчас, в настоящий момент, а не в будущем. Это основной принцип вальдорфской педагогики.

Три в одном
Вальдорфцы рассматривают ребенка как гармоничного во всех его проявлениях - интеллектуальных, эмоциональных, социальных и физических. Ребенок, который учится работать руками, становится исполнителем. Ребенок, который учится работать руками и головой, - создателем. Ребенок, который учится работать руками, головой и сердцем, - творцом.

Пример для подражания

"Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам - это и есть нормальное состояние ребенка", - говорил Рудольф Штайнер.

Обучение и воспитание детей раннего возраста строится прежде всего на подражании. Двухлетняя малышка кокетничает перед зеркалом, накрасив губы помадой. Младенцы стараются повторить выражения лица своей матери. Вальдорфцы в качестве основы обучения и построения модели "взрослый - ребенок" взяли именно эту "впитывающую" особенность детства. По этой причине в системе Штайнера особое место занимает взрослый (воспитатель, родитель, учитель). Он является для ребенка безоговорочным авторитетом, абсолютным примером. Но дети самостоятельно выбирают игры в течение дня, и их не заставляют слушать сказку, обязательную по программе. Просто от поведения взрослого зависит вся атмосфера в садике или дома. Ребенок как сплошной орган чувств отличается очень высокой восприимчивостью не только к впечатлениям, к среде, к поступкам людей, но и к их переживаниям и мыслям. Дети подражают старшим и когда наблюдают, как те одеваются, убирают, готовят, чинят одежду. Воспитатель садов Штайнера ведет себя как каждая из нас, занимаясь хозяйством: вытирает пыль, варит компот, печет пироги и время от времени подходит к детям поиграть с ними или рассказать сказку.

Младенцу нужен контакт с матерью - телесный, душевный и духовный. Для эмоционально накопленного общения с малышом есть много возможностей: грудное кормление, пеленание, уход, ношение на руках, ласка. Именно они являются основными стимулами развития ребенка. Все остальное: погремушки, оформление детской - лишь небольшое дополнение.

Детское время

По методике Штайнера дошкольников не учат писать, читать и считать. Вальдорфцы не торопят интеллектуальное развитие в общепринятом понимании, то есть владение логическими операциями. Они считают, что способность к творчеству - это важнейшее свойство интеллекта. Не механическое заучивание, а запоминание в ходе эмоционального проживания способствует удачному обучению, не нанося вреда психологическому здоровью. Абстрактные символы (буквы и цифры) отчуждают от реальности, а преждевременное мыслительное обучение ослабляет жизненные силы малыша. Развитие интеллектуальной сферы можно начинать только тогда, когда сформирован эмоциональный мир. А происходит это, лишь когда "все молочные зубы сменятся на постоянные", примерно в 12 лет.

Детство - особый период, во время которого малыш обладает безграничным духовным и творческим потенциалом. Не нужно стараться сделать из ребенка взрослого, надо помочь ему как можно дольше оставаться маленьким, чтобы успеть раскрыть весь свой талант, вкусить все прелестные плоды этого возраста. Необходимо дать полностью реализоваться тем формам, способам жизни и деятельности, которые характерны только для периода детства. Поэтому вальдорфская педагогика и накладывает табу на раннее обучение письму и чтению, призванных ускорить развитие детей, сделать из них взрослых. "Есть лошади, принужденные с раннего возраста носить тяжелый груз. И есть другие лошади, которые должны ждать, пока вырастут их кости, разовьются их мускулы. Какая же из лошадей будет сильнее впоследствии?" Это притча как нельзя лучше отражает методику Штайнера.

Главное - быть достойным примером для ребенка, вызывать его доверие и исключать все то, чему малыш не должен был бы подражать. Это залог того, что кроха будет следовать здоровым примерам.

Основа основ

Штайнер делает основной акцент в обучении на развитии интуиции и воображения, на умении фантазировать и творить. Дошкольное детство полностью посвящается игре. Свободная игра ребенка - одна из основ развития, в ней "приводится в движение" воля, проявляется творческая фантазия. Гораздо важнее, чем владение логикой и анализом, оказалась эмоциональная и волевая сторона. В вальдорфских садах много времени посвящается играм на свежем воздухе - с песком, водой, садовым работам, сближающим детей с природой. Существуют определенные ритуалы (благоговение перед силами природы, Солнцем, Матерью-землей), которые, по словам последователей Штайнера, не являются элементами язычества, а служат инструментами, приближающими детей к природе. Одна из главных целей педагогики Штайнера - связь с жизнью, установление соотношений между научными знаниями и опытом. Быт, окружающий современного ребенка, настолько автоматизирован и далек от природы, что дети не имеют представления об элементарных навыках человеческой деятельности. Как сажают, растят цветы, как пекут хлеб? Как строят дом, плетут корзины? И мальчики, и девочки с самого раннего детства по методике Штайнера вышивают, ткут, вырезают по дереву, сами изготавливают игрушки, работают на гончарном круге. Они рисуют красками и мелками, лепят из глины и воска без образцов и предложенных шаблонов, без заданной темы и определенных правил. Детям предлагают три основные краски: красную, желтую и синюю. Остальные цвета малыши создают сами, смешивая и разбавляя. Вальдорфская педагогика включает элементы традиционной народной культуры: песни, игры, сказки, хороводы.

Гениальное - просто

Игрушки для "детей Штайнера" просты и самобытны. В вальдорфском детском саду практически нет готовых игрушек: дети и педагоги мастерят их сами из природных материалов: дерева, шерсти, бумаги, натуральных тканей, соломы. Дети играют с неокрашенными глиняными, лоскутными или деревянными куклами. Игрушки Штайнера должны только обозначать, намекать на форму предмета и способ занятий с ним. Это незавершенный образ. Такие игрушки лучше развивают фантазию. Девочка сама решает, какое выражение лица у ее куклы: плачет она или смеется, зависит от сюжета игры. Шелковый голубой платок может быть и покрывалом Девы Марии, и лесным озером, и небом. Наверное, полный отказ от красивых нарядных кукол с комплектом одежды, сосками и прочими вещицами может вызвать у ребенка ненужные комплексы. Но, возможно, если не возводить все в абсолют, то наряду с покупными игрушками иметь самодельных кукол не так уж и плохо. Любой брусок может стать корабликом, а листочек, опавший с дерева, - парусом; три лоскутка заменят куколку, а палка, конечно, лошадку. Согласитесь, дети действительно нередко играют именно таким образом. Или ваш ребенок ни разу не выдавал камень за алмаз, а кубик - за угощения для зайчика?

Марина Андросова,
педагог
Статья предоставлена журналом "Parents/Счастливые родители"
Категория: Методики раннего развития | Добавил: ministi-sc (20.04.2008)
Просмотров: 739 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Реклама
Переменка
Друзья сайта

  • Сайт села Миништы


  • Официальный блог

  • Сообщество uCoz

  • FAQ по системе

  • Инструкции для uCoz

  • Погода