Если посмотреть в глубь истории, то видно, что в России через каждые 10,12 лет происходило размежевание земель, а это с каждым разом уменьшала площадь крестьянских наделов. Бедному крестьянину все труднее и труднее становилось кормить свою семью, и они вынуждены были покидать свои родные земли и искать новые.
Так возникли деревни Баргызбаш, Успеновка, Покровка, Абзаево недалеко от нашей деревни. А деревня Ярмино, что находится в 3-х км от нашей деревни, уже существовала. Там с самого начала жили марийцы и татары. До сих пор деревню делят на мари- Ярмино и татар- Ярмино.
Наша деревня постепенно разрасталась. Появлялись новые дома, улицы. Народ был трудолюбивым. Лентяй в таких условиях не мог выжить.
Где-то около 70-х гг. XIX века в деревне была построена первая мечеть, а до этого новорожденным давать имя ходили в мечеть деревни Ново - Бикметово (в 6 км от Миништы, Бураевский район). И все новорожденные дети до этого времени заносились в список муллы этой деревни.
До 1892 года руководство нашей деревней осуществлялось с деревни Челкаково. 1-ый старостой был человек под именем Сибгатулла из этой деревни. Он работал до 1889 года. После него старостой деревни был поставлен Ахмадуллин Нургали. Он проработал ровно 10 лет.
В 1892 году наша деревня отделяется от Челкаково и начинает считаться, как один участок с Татар- Ярмино, и старостой был назначен человек по имени Давлетгарей из этой деревни. Он проработал до 1895 года, потому что в этом году наша деревня отделяется и от деревни Ярмино и первый раз выбирает старостой своего человека Гибадуллина Хамидуллу. Он проработал в этой должности шесть лет. С 1901 по 1910 годы старостой работал Захидуллин Зиннур. В эти годы силами жителей деревни была построена новая, вторая мечеть. Муллой был назначен человек по имени Йосыф, которого потом репрессировали. Ныне на этом месте стоит обелиск в честь павшим односельчанам в ВОВ, но гора, где стоит обелиск, в народе называют «Мәчет тавы».
Фэтхетдин мэзин в деревне держал мэдресэ, где дети учились писать и читать. Они ходили в мэдресэ с декабря по март месяц . Это и понятно, дети помогали своим родителям во всех делах и в хозяйстве. Многие мальчики с 10 лет начинали пахать землю плугом. Мэдресе был маленьким, имел всего 24 квадратных метра, и всех желающих не мог разместить. И тогда Йосыф мулла, в 1908 году открывает второе мэдресэ, а в 1910 году Шакир мулла (мулла первой мечети) открывает третье мэдресэ в деревне. Но грамотных людей к началу ХХ века в деревне было очень мало , эти мэдресэ не могли обеспечить грамотными людьми. Об этом говорит тот факт, что многие односельчане, получив письмо, бегали к грамотным, чтобы те прочитали им письмо. Эти «школы» просуществовали до 1915 года.
В 1904-1905 годах произошла Русско-японская война. Когда началась мобилизация войск, из нашей деревни на фронт были отправлены несколько мужчин (точных данных нет).
К 1910 году в Миништах насчитывалось 120-130 хозяйств и около 1000 жителей. В 1910 году старостой деревни был назначен правнук Тамчурина Зайнагатдина – Зайнагатдинов Мухамади и в этой должности работает до конца 1916 года.
Все вопросы решались на народных сходах. Для этого было определенное место. Миништинцы занимались земледелием, скотоводством, рыболовством и бортничеством. Для посева нужны были новые площади земли. А вокруг были леса, приходилось для этого корчевать деревья. Особенно сильно велась это работа в 1910 –1915 годах. Заготавливали дрова, обручи, сено и зерно. Грузили их на баржи и по Агидели спускали до Дюртюлей, там их сдавали и продавали.
Весной, прежде чем приступить к посеву, всей деревней проводили праздник «Сабантуй», а где -то в начале июня начинался праздник «Жыен».
Жыен в Миништах. Фото 1930-х годов
Он проходил три четыре дня. Сюда приезжали из восьми деревень. А вечером молодежь организовывала пляски, танцы, пели песни и знакомились и т.д.
1 августа 1914 года Германия объявляет войну России. Начинается мобилизация войск. В это время миништинцы все находились на сенокосе. О случившемся всех известил первым староста Мухамади. Он на своем коне прискакал на поле, и весь народ, бросив сенокос, вернулись в деревню. Уже в первые же дни мобилизации из деревни на фронт уехали 40 человек. А сколько на Германский фронт людей забрали из деревни, точных данных нет.
В начале 1917 года старостой был назначен Фахртдинов Тимерша. Он работает до начало 1918 года. После революции 1917 года, вместо старосты был избран, в духе времени тех лет, сельский совет из